Творчество Билля Викторовича Бурдыкина, как и дата его рождения, тесным образом переплелись с историей страны, с её величайшими достижениями и Великими праздниками.

Художник родился в Москве 9 мая 1933 года. Перед войной семья жила в районе нынешней станции метро "Войковская" в одном дворе с будущими легендарными героями Великой Отечественной войны Зоей и Александром Космодемьянскими. В июне 41-го во время жутких бомбёжек они с мамой бежали до метро "Сокол", спускались вниз и по шпалам доходили пешком до "Маяковской". В этой самой глубокой станции метро прятались москвичи, успевшие туда попасть до налёта. Через год Билль с мамой и родственниками эвакуировались в Омск, а отец ушёл на фронт. Именно в Омске детское увлечение рисованием постепенно оформилось в непреодолимое желание стать профессиональным художником. Безусловно, в выборе этой профессии главную роль сыграл отец художника Виктор Андреевич Бурдыкин.

Ангара 1969

- Мой отец, вспоминал Билль Викторович, был человеком необычайно талантливым и разносторонне образованным. Он был художником, поэтом и профессиональным фотографом. В его мастерской на Арбате собирались известные художники, писатели, артисты, поэты, в том числе Маяковский и Есенин. В сизом табачном дыму читались стихи и проза, которые позже стали классикой русской литературы. До самого утра велись бесконечные разговоры об искусстве, о будущем Советской России.

В 60-х, 70-х годах Виктор Андреевич принимал участие в создании

Благодатная аура 2006

художественно-документальных фильмов "Сергей Есенин", "Во весь голос" (о В.Маяковском), "Атомное пламя" (об академике Курчатове) и др.

Берег Байкала. Лиственница 1969

Желание сына стать художником отец всячески поддерживал и часто брал его на киностудию, чтобы он окунулся в творческую атмосферу и почувствовал саму суть профессии художника и сделал окончательный выбор.

 Вернувшись в Москву в 1943 году и продолжая обучение в семилетке, Билль с увлечением начал постигать азы изобразительного искусства в художественной школе, а затем поступил в Московский Государственный художественно-промышленный Университет им. С.Г.Строганова. В Строгановке художник закончил два факультета, и оба с отличием: гравёрный и художественного конструирования (дизайн).

В 1963 году Б.Бурдыкин с семьёй переехал в Зеленоград и начал работать в

Сиреневое небо 2006

Памятный знак

В 60-е годы в Москве с работами Б.Бурдыкина познакомились в Управлении космическими полётами и решили заказать художнику медаль, посвященную совместному международному полёту на орбитальную станцию "Салют-6", на которой с 10 декабря 1977 по 10 марта 1978 года находились космонавты Г.Гречко и Ю.Романенко. Вместе с ними в космосе побывала медаль, символизирующая земной шар, изготовленная в лаборатории Б.Бурдыкина.

С тех пор сотрудничество со Звёздным городком стало регулярным. Огромное количество значков и медалей побывало в разные годы на орбитальных станциях с советскими и зарубежными космонавтами. Эта своеобразная летопись времени, отличающаяся высоким художественным вкусом и выполненная с большим мастерством, хранится сейчас в Зеленоградском Государственном историко-краеведческом музее.

Портрет Терешковой 2002

Портрет Берегового 2002

Деловое сотрудничество с космонавтами постепенно переросло в дружбу. Часто Билль Викторович приезжал в Звёздный городок вместе со своими учениками. На память об этих интересных встречах с покорителями космоса остались фотографии и автографы, ставшие в наше время раритетами.

 В январе 2009 года зеленоградский мастер передал множество своих акварелей и памятных знаков, выполненных на космические темы, в отреставрированный Музей Космонавтики, находящийся близ метро ВДНХ в Москве.

Но деятельность Билля Бурдыкина в медальерном искусстве не ограничивалась только космосом. Он с удивительной лёгкостью и мастерством разрабатывал значки с изображением российских городов и их гербов, а также городов зарубежных стран – Индии, Венгрии, Польши, Кубы, Финляндии, Японии.

Облака 2008

Дорога на Байконур 1990

Ещё в далёкой молодости сердце художника было отдано нежной прозрачной акварели. Где бы он ни находился, коробочка с красками и акварельная бумага была при нём всегда: в поездках по стране, на любимой даче, на пикниках с друзьями, или просто во время прогулок по городу.

В композициях мастера перед зрителями предстала его собственная духовная Вселенная. Несмотря на то, что им были созданы разные тематические серии, такие как "Космос", "Русский Север", "Байкал", "Любимый город", "Цветы" и другие, их очень трудно отделить друг от друга. Потому что волшебное и какое-то нереальное небо в картинах автора, будто синим пологом, парит над малахитовой зеленью, деревянными храмами и пушистыми, написанными по-мокрому, луговыми цветами. Создаётся впечатление, что мастер пишет свои акварели и гуаши, запрокинув голову в небо, внимательно всматриваясь в глубины Великого Космоса, которые видит только он сам.

Родительский дом Пос. Большая речка 1969

Кимжи. Деревня 1972

Наверное, всё же неслучайно в 60-х годах люди, занимающиеся космосом, нашли в Зеленограде Билля Бурдыкина. Его душа жаждала знаний. Разговоры о бесконечности пространства, прочитанная литература о далёких звёздах и мечты о них, материализовались у автора в захватывающие по красоте композиции.

Графические листы художника, в которых предстаёт наша Галактика (а может быть и не только наша), непостижимо притягательны. В эту фантасмагорию красок хочется всматриваться с первобытным ужасом и восторгом. Художник в своё время очень хотел полететь в космос, но осуществить это в те годы было невозможно. Как оказалось и не нужно. Разглядывая "космические" картины мастера, кажется, что он вернулся из фантастического путешествия, получив при этом мистический опыт соприкосновения с сиренево-золотыми небесами, сияющими крупными звёздами и таинственными инопланетными "тарелками". Эти листы почти лишены сюжетов, отсутствует повествовательность, но есть какая-то великая,

НЛО-2 2002

всепоглощающая истина, открытая

только самому художнику. Колористическая гамма аквамариновых, словно светящихся красок, утонченных сочетаний цветовых плоскостей, мягких и глубоких контрастов, приглашают нас в мир видимый и воображаемый.

Чужая звезда 2002

Естественно, общение и дружба с покорителями Вселенной отразились в творчестве зеленоградского мастера. В разные годы им были созданы графические портреты советских и зарубежных космонавтов Ю.Гагарина, В.Терешковой, Г.Берегового, В.Джанибекова, Тамайо Мендеса (Куба) и многих, многих других.

Озеро Байкал 1969

Величественная природа, обширные леса и полноводные реки всегда привлекали внимание всех, кто искренне любит красоту Русского Севера. Попав туда в 70-х годах, Билль Бурдыкин был ошеломлён видом уникальной могучей природы, спокойствием, неторопливостью и достоинством его жителей. Близ Мезени, в старинном русском селе Кимжи, был создан большой цикл графических произведений, о которых сам художник говорит как о счастливой творческой удаче. Это село по праву считается жемчужиной Архангельского края. Колористический дар мастера даёт возможность почувствовать зрителю своеобразие сурового края: красоту изумрудных трав и голубую бездонность неба. Архитектура и пейзаж в этих акварельных листах гармонично слились в одно живописное целое.

Зеленоград. Апрель 1992

Ночной Зеленоград 2006

Посчастливилось художнику побывать и в одном из красивейших мест мира – на озере Байкал, которое местные жители уважительно называют морем, и на берегах Ангары. В этом удивительно сказочном крае и по сей день живут родственники его жены. Природа создала здесь уникальный мир, где в полнейшей гармонии соседствуют тайга и полупустыни, тундра и каменная степь. Посёлок Большая Речка, в котором художник писал свои акварели и гуаши стоит на Ангаре; в неё впадают многочисленные ручейки и речки, холодные и изумительно чистые. В нескольких акварельных листах автором запечатлена неспешная жизнь на её берегах. Здесь нет крупного судоходства, оттого и сохранена по сей день их щедрая первозданная красота.

Будучи коренным москвичом и переехав в юный город-спутник, БилльВикторович, как и большинство зеленоградцев, считает его своей второй родиной. Именно здесь художник полностью реализовал свой творческий потенциал, завязал крепкую дружбу и участвовал почти во всех выставочных проектах. Много лет художник выходил с мольбертом на улицы города, успевая за несколько часов напряжённой работы написать несколько акварельных этюдов или полностью законченную картину.

Подсолнухи 2000

Хризантемы 1973

В творчестве Бурдыкина изображений цветов не очень много, но они необыкновенно красивы и жизнеутверждающи. В одних листах они словно окутаны лёгким нежным туманом, в котором смягчаются очертания и формы лепестков, в других - подчёркнуто материальны и живописно пластичны.

В своих замечательных натюрмортах, автор будто дарит цветам новую жизнь, запечатлевая на бумаге их цветение – бесценный и утончённый дар природы.

С изысканностью живописных средств, с тонким пониманием цвета предстаёт перед нами Билль Бурдыкин – талантливый и удивительно многогранный зеленоградский художник. Его насыщенная, наполненная глубоким духовным смыслом творческая жизнь была полна человеческой мудрости и гармонии.

В искусстве художника, будь то дизайн или графика, отсутствует желание кому-то понравиться или опуститься до непритязательного, недостаточно воспитанного зрительского вкуса. Он рисовал естественно, легко и только то, что хотела его Душа и просило доброе сердце, умевшее талантливо дружить и восторгаться красотой земного и небесного Миров.

Галия Колоскова