Вадим Александрович Казанок известен зеленоградцам как выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства (чеканки). В последние годы жизни он открыл зрителям новые грани своего таланта, показывая на городских выставках мягкие по колориту пастели  и яркую нарядную живопись, выполненную акриловыми красками. Столь широкий диапазон техник говорил о профессионализме автора, о его широких  художественных возможностях.

Вадим Александрович Казанок родился в Краснодаре, навсегда сохранив воспоминания о благодатном тёплом крае, о жарком солнце, под которым созревали огромные урожаи зерна, овощей и фруктов.

Когда началась война с фашистами, юному художнику было 6 лет, и он стал свидетелем гибели людей и сотен разрушенных вражескими бомбами домов. Пережил он и голодные военные годы на оккупированной территории, в которые главным спасителем была самоотверженная любовь его мамы.  Скрываясь от бомбёжек в окопах кубанской станицы Старо-Минской, они свято верили в возвращение с фронта любимого мужа и отца.

И, конечно, художник на всю жизнь запомнил День Победы  советского народа над фашистскими ордами Европы во главе с Гитлером.

Интерес к рисованию у автора проявился рано. В школьные годы он рисовал, как все мальчишки, советские самолёты и танки, срисовывал из журналов и открыток иллюстрации картин старых мастеров, ещё не зная их имён. Рисовал Вадим и свои собственные сюжетные композиции, за которые получал призы и премии на всевозможных конкурсах детских рисунков. Эти победы и предопределили его дальнейшую судьбу.

Решив связать свою жизнь с изобразительным искусством, в 1953 году В.Казанок поступает в художественно-промышленное училище в Москве на специальность чеканщика по металлу. Молодые художники послевоенной поры с энтузиазмом осваивали профессии, которые так нужны были Родине, возрождающейся после страшной войны.

Строились новые и восстанавливались старые города, возводились промышленные предприятия и сельскохозяйственные комплексы. Людям хотелось красоты, уюта, праздничности не только в собственном доме, но и на улицах и площадях, во дворах жилых домов и в тенистых парках.

Полученная в художественном училище Вадимом Казанком профессия была очень востребована. После окончания училища в 1959 году, пройдя службу в армии, художник начинает работать чеканщиком настольной и крупногабаритной скульптуры на широко известном заводе художественного литья в г. Мытищи, Московской области.

Это было замечательное время. Жизнерадостная молодость и трудолюбие приносили свои плоды: молодого талантливого мастера ценили, прислушивались к его советам и предложениям. Его руками изготовлялись сложные изделия, заказанные Министерством культуры СССР, которыми украшали праздничные мероприятия и встречи зарубежных делегаций. Участвовал он в то время и в создании  кубков-призов для Международных соревнований по бегу на приз газеты "Правда".

В эти же годы Вадим Казанок был приглашён в бригаду чеканщиков завода для изготовления памятника Юрию Долгорукому в Москве. По заказу Министерства культуры СССР он принимал также участие в создании многих скульптурных композиций, поставленных в разных городах нашей страны

Но сам молодой мастер чувствовал в себе нереализованный потенциал. Хотелось новых профессиональных знаний и полноценной эстетической подготовки.

С первой же попытки он поступает в Московский  Государственный художественно-промышленный Университет им. С.Г.Строганова (МГХПУ), который успешно заканчивает в 1967 году, получив профессию дизайнера промышленного оборудования и средств транспорта.

В 1963 году художник приезжает в стремительно строящийся город-спутник Москвы, в юный Зеленоград, и начинает свой трудовой путь в Научно-исследовательском институте микроприборов (НИИМП) художником-дизайнером космической микроаппаратуры.

Спроектированные им изделия устанавливались на космических кораблях "Восток" и "Союз". Немало космической техники, разработанной в то время в НИИМП, до сих пор работает в космосе без отказа.

Диапазон творческих разработок  мастера поистине огромен. К Олимпийским играм 1980 года он разработал дизайн судейского комплекса по боксу, игрового автомата "Теннис", стереонаушников, переговорного устройства и другого электронного оборудования. За эти разработки он получил патенты.

Претворялись в жизнь его проекты промышленного интерьера, дизайн многочисленной печатной продукции и различных сувенирных знаков.

Успешными были разработки оформительских работ наглядной агитации промышленных выставок в Электрозагранпоставке.

Самое активное участие художник принимал в оформлении Зеленограда и колонн демонстраций к советским праздникам.

В 1970 году Вадим Казанок, участвуя в конкурсе народных умельцев, посвящённом 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, был награждён дипломом победителя.

В апреле 2008 года художник вступил в Профессиональный Союз художников Российской федерации.

Самое удивительное, что, являясь обладателем престижных наград и патентов, участвуя в многочисленных конкурсах и выставках, Вадим Казанок впервые показал своё творчество только в феврале 2009 года.

Немало открытий ожидало его коллег-художников и зрителей на удивительно нарядном и праздничном вернисаже в выставочном зале "Зеленоград". Это событие стало настоящим праздником в городе. Каждый пришедший на выставку "Путешествие во времени…" нашёл картину по своему вкусу, потому что диапазон представленных работ был весьма широк: от декоративно-прикладного искусства до графики и живописи.

Но было нечто общее, что объединило это разнообразие: весёлый оптимизм самого автора, не теряющего присутствие духа в самых сложных жизненных обстоятельствах. Умеющий развеселить любую задумчивую компанию, художник никогда не пребывал в унынии, в раздражении или печали. Его всегда позитивное состояние духа притягивало к нему людей, поднимая им настроение и наполняя радостью.

Не случайно именно этот неунывающий художник со своими коллегами в 60-е годы был участником всесоюзного конкурса "Клуб весёлых и находчивых", где молодые ведущие Светлана Жильцова и Александр Масляков весело хохотали за кулисами над шутками зеленоградцев.

Создавая экспозицию своей первой персональной  выставки, художник на центральной стене зала развесил работы, мастерски выполненные им  в технике чеканки в разные годы.

Наибольший интерес у зрителей вызвала композиция "Время жизни" (1988 г.). Казалось, будто сама Вселенная, расположенная в центре, кружит знаки зодиака, каждый из которых можно показывать как самостоятельную творческую работу. Это произведение воспринимается как символ бессмертной Души человека, рождающейся на Земле вновь и вновь под разными созвездиями.

Рядом висели ещё две чеканки, в которых ласковое солнышко будто освещало грустных возлюбленных, которым предстоят тяжёлые испытания ("Слово о полку Игореве" 1976 г.) и весёлого горластого петушка, кукареканьем начинающим новый день («Добрые вести» 1976).

Плавными закруглёнными линиями, без острых углов, были прорисованы почти все образы и в других чеканных работах. Этим приёмом художник придал им дополнительный лиризм и мягкую задушевность ("У моря", "Русская красавица", "Балалаечник" 1976).

Название выставки "Путешествие во времени…" полностью оправдало своё название. На стенах зала друг за другом были развешаны пастели и живопись, собранные по нескольким тематическим циклам.

Побывав в Италии, в Болгарии, в Египте, в Польше, во Франции и Таиланде автор привозил оттуда массу впечатлений, которые постепенно переносились на листы бумаги. Возникающие образы, написанные с натуры и по памяти, были представлены в особой индивидуальной манере, отличающейся от других художников-графиков.

Пастель – техника нежная и хрупкая, нуждающаяся в особом бережном хранении. Красочный слой, не закреплённый на бумаге, может осыпаться и исчезнуть навсегда.

Поэтому рисовать пастелью надо на особой бумаге или тщательно подготовить её для работы. Вадим Казанок, профессионально владея знаниями этой сложной техники, создал небольшие камерные композиции, в которых присутствует мягкая колористическая обобщенность и тонкий художественный вкус.

Куда бы ни забрасывала судьба художника, в его альбоме всегда оставались наброски понравившихся живописных уголков России, прекрасных в любое время года.

Величественны в его творчестве златоглавые каменные храмы, от куполов которых будто исходит сияние, очищающее всё вокруг на многие расстояния. ("Церковь в Обухове" 2007 г., "Дорога в Обухово" 2007 г., "Калининградский собор" 2006 г.). Невозможно представить себе русское зодчество без деревянных церквей с узорными куполами, становящимися со временем будто серебряными ("Церковь преподобного Сергия Радонежского" 2007 г.). В этих пастелях присутствует удивительная внутренняя цельность художника. Постоянные натурные наблюдения, настоящее знание и понимание мира природы и людей, кропотливая каждодневная работа обусловили жизненную достоверность, художественную полноценность и значимость его произведений.

Только одна картина  в этой экспозиции вызывала душевную грусть. В пастели "Унылая пора" (2007 г.) была изображена заброшенная деревенька, в которой остались доживать свой век несколько стариков, и раскисшая от дождей просёлочная дорога, непроходимая весной и осенью. В центре композиции маленькая лохматая дворняга смотрит прямо в глаза зрителям и всем почему-то сразу хочется отвести взгляд. Маленькое, храброе существо до конца будет преданно охранять покой любимых хозяев и согревать их в промозглые дни своим тщедушным тельцем.

Колорит пастели неяркий, почти монохромный. Оливково-охристый цвет земли удивительно гармонирует с фиолетово-синими ветвями деревьев на дальнем плане, похожими на тонкое старинное кружево. В этом образе заброшенной России скрывается боль самого автора за её судьбу, за её будущее, остающееся нашим детям и внукам.

Ощущение атмосферы той или иной страны В.Казанок создавал в своих пастелях блестяще. Восточную созерцательность и неспешность художнику удалось передать оливково-жёлтым  колоритом пастелей с изображением  тихо идущего каравана верблюдов на фоне пирамид в Гизе, огромных песчаных камней на берегу Красного моря и пылающего, словно пожар, закатом в Шарм-Эль-Шейхе. В работах ощущается душный неподвижный воздух Египта, приводящий всех в полусонное состояние.

Как не похожи эти южные пейзажи на бескрайние просторы наших полей, красоту полноводных рек и высокого неба, меняющегося каждое мгновение!

Совсем другие краски использовал автор, рисуя приток Волги - красавицу Ахтубу, нежно любимую рыбаками, или прохладную Прибалтику.

Камни на побережье Балтики сверкают как драгоценности, цвет которых находится в колористической гармонии с серебристо-розовым небом и зеленым неспокойным ноябрьским морем. ("Балтийское море" 2006 г.). В пастели "Балтийское море. Начинает штормить" (2006 г.) стая летящих птиц над пенным морем будто нарисована в изящной раме, состоящей из длинных веток белоствольных берёзок, стремительных кучевых облаков и тонкого деревца с рыжими листьями справа. Эти пейзажи отличаются свежестью, ощущением простора морской глади с песчаной отмелью и коричневато-охристыми дюнами.

Доминирование сине-зелёных тонов в ахтубинских пастелях создаёт ощущение мажорности и радостной праздничности. Кажется, будто тёплый  воздух в них напоен пряным ароматом трав и свежевыловленной рыбы. Вся природа здесь обласкана солнцем: могучий дуб, в тени которого так хорошо отдохнуть от жары, тёмно-синяя излучина реки, желтовато-охристые стога сена ("Дуб на реке Ахтуба" 1994 г., "На Ахтубе" 1994 г). Чувство цвета в этих композициях выплеснулось в звонких и чистых аккордах пастельных красок. Особенно сложно нарисована зелень с множеством оттенков от золотисто-соломенных до ярко-изумрудных.

Зеленоград стал второй родиной художнику, как и большинству горожан. Небольшие по размеру композиции с изображением любимого города воспринимались как объяснение ему в любви. Мастеру легко удавалось найти романтические уголки и придать им удивительную задушевность и теплоту.

В пастели "Зеленоград зимой" (2008 г.) лёгкие ажурные снежинки украсили собой всё вокруг – крохотную деревянную церквушку, извилистую дорожку, ветви деревьев и кустарников. Многоэтажные башни красавца-города, виднеющиеся вдали в полупрозрачной дымке, нисколько не портят безмятежность серебристо-сиреневого зимнего утра.

Панорама однообразных, ничем вроде бы непримечательных высоток разворачивается в композиции "Огни Зеленограда" (2007 г.). Разноцветные окна и пушистые, словно одуванчики, уличные фонари придают всему городскому пейзажу какую-то ликующую праздничность, которую дополняет ультрамариновое небо, с золотистыми и розоватыми облаками, опускающиеся на ночной город. В этой композиции автор мастерски сумел передать жизнелюбие и солнечность собственного характера.

Сейчас  Зеленоград будто рождается вновь: стремительно возводятся новые удобные микрорайоны с детскими садиками и школами, высаживается огромное количество деревьев, кустарников и ароматных цветов. ("Зеленоград строится. 20 микрорайон" 2007 г.) В пастели "Раннее утро" (2008 г.) первые солнечные лучи будят спящий город, отражаясь в оконных стёклах и быстро осушая весеннюю мокрую землю. Стоящее на переднем плане причудливо изогнутое дерево с жемчужно-лиловым стволом воспринимается как напоминание о густых лесных чащах, на месте которых стоит сейчас Зеленоград.

В любой творческой работе, будь то чеканка, пастель или живопись, раскрывалась потрясающая жизнерадостность Вадима Казанка и бесконечная доброта ко всем.

Художник был полон идей, которые, без сомнения, сумел бы претворить в жизнь, но, увы, в марте 2010 года он неожиданно покинул этот мир.

Воспоминания о замечательном русском художнике Вадиме Казанке навсегда останутся в памяти его коллег и зрителей.  Безусловно, огромный творческий вклад мастера в становление и развитие спутника Москвы уже давно занесён в историческую летопись города.

Галия Колоскова