С 23 ноября по 12 декабря 2024 года в фойе Культурного центра "Зеленоград" проходит выставка "Безпредметное", которая впервые организована в нашем городе живописцами Союза художников Зеленограда. Мастера, работающие в реалистическом жанре, решили попробовать выразить свои мысли и эмоции в новой стилевой форме.

Абстракционизм или Безпредметное искусство – одно из множества направлений в искусстве, возникших в начале ХХ века. В рамках абстракционизма происходит отказ от изображений реальных предметов и явлений. На холсте мы видим сочетание линий, геометрических форм, текстур и цветовых пятен. В начале века мир начал стремительно меняться, разрастались города, началась индустриализация. И на этом фоне реалистическое изображение батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека. К началу нового века люди почувствовали усталость от приевшихся традиций и жаждали новых чувств, новых впечатлений. Рождению нового течения в искусстве также способствовало появление фотографии. Художники перестали детально прорисовывать объекты на полотнах, не ставя перед собой задачу как можно точнее передать изображение предметов. Их основной идеей стал поиск и передача гармонии окружающего мира. Абстракционисты полагали, что природа настолько совершенна, что любое копирование – бессмысленно.

Многие скажут, что ничего сложного в такой живописи нет. Любой может нанести на холст набор пятен и линий и создать абстрактную картину. И он будет прав. Абстрактный художник, когда пишет картину, то исходит изнутри и это не зависит от его художественного образования. Важна внутренняя наполненность, духовный мир играет роль, а не умение реалистично изображать предметы. Абстракционизм наиболее идентичен внутреннему миру. Никто другой не сможет повторить картину. Это отпечаток сознания.

Эмоции возникают на поверхности холста с первых секунд работы. Кисть послушно идет туда, куда ведет материал и краски, они управляют рукой. Тогда картина возникает непредсказуемо. Художник становится иногда наблюдателем. Лишь частично поправляя себя. Здесь уже проявляется опыт. Истинная ценность абстрактной картины таится в глубине холста. Неограниченное множество изображений скрыто под слоями линий. Каждый раз можно увидеть нечто новое.

Но, с другой стороны, развитие абстрактного искусства привело к тому, что художнику стало необязательно уметь изображать реальный мир (это трудно и этому надо долго учиться), и тогда многие объявили себя художниками, а рынок заполонили пустые и беспомощные поделки, к сожалению, пользующиеся спросом у неискушённого зрителя. Иной или иная возьмёт в руки кисть, намалюет что-нибудь на холсте и уже называет себя художником и даже учит других. Или объявит себя основателем нового направления в искусстве, какого-нибудь «изма», стараются придумать что-то новое, эпатировать зрителя. А в основе всего этого лежит банальное желание заработать или прославиться. Вот что сказал по этому поводу Пабло Пикассо на праздновании своего 90-летнего юбилея:
«…многие становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Богачи требуют нового, оригинального, скандального. И я, начиная с кубизма, развлекал этих господ несуразностями, и чем меньше их понимали, тем больше у меня было славы и денег. Сейчас я известен и очень богат, но когда остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в великом значении слова; я всего лишь развлекатель публики, понявший время. Это горько и больно, но это истина…»
Галия Колоскова