С 21 сентября по 10 октября 2024 года  в фойе Культурного центра "Зеленоград" открывается первая выставка-фестиваль "Акварельное искусство 2024". В ней участвуют 33 мастера из Союза художников Зеленограда и 17 пригашенных акварелистов. В рамках фестиваля будут проведены мероприятия, способствующие ознакомлению с выставкой и обучению акварельному искусству любителей и профессионалов. На выставке будут представлены более 200 работ. За лучшие работы художникам будут присуждены 3 призовых места и будет назван художник в номинации "Яркий дебют". В рамках выставки пройдут мастер-классы, экскурсия для школьников, розыгрыш призов для посетителей выставки. Торжественное открытие выставки-фестиваля состоится 22 сентября в 16.00. На открытии пройдут интервью с художниками, будет работать фото-зона, прозвучит живая музыка, выступят танцевальные коллективы.

Об акварели написано много книг, статей, рекомендаций, но ни одна из них не раскрывает секрет, как найти тот удивительный момент на листе, когда цвет течет так, как нужно художнику, когда можно «протирать» или убирать краску, а когда нужно поставить последние штрихи.

Акварель - это сама поэзия, это техника чувств и эмоций.
Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, берущее за душу нежными, прозрачными мелодиями. Лишь акварелью можно так тонко передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену туманов. Она позволяет запечатлеть явления природы, длящиеся, может быть, минуты. Пока, чуть поблескивая, влажно дышит бумага, нужно писать быстро и точно. Ошибки недопустимы. И вот рождается пейзаж: осенние березы - словно яркие языки пламени, бушующего среди бархатистой охры лугов и синевы горных склонов; в реке отражается грустное небо.

Самое драгоценное свойство водяных красок – их прозрачность. Все приёмы старых мастеров опираются на прозрачность красок и яркость их просвечивающего основания. Наиболее важным качеством для акварельной живописи является её белизна. Свежесть бумаги, не тронутой цветом, служит источником света для видимости акварельного слоя на просвет, вот поэтому акварель кончается там, где теряется ощущение бумаги под красочным слоем. Роль белой краски выполняет сама бумага, поэтому в чистой технике тщательно сберегается её белизна даже в самых крошечных и деликатных местах, например, таких, как блики на предметах.

Современные художники активно воспринимают акварель как уникальное искусство с собственным характером, мастерски создают новые текстуры. Если раньше акварель чаще ассоциировалась с пейзажами и натюрмортами, то сегодня она успешно справляется с изображением современных тем и идей.

Художники используют акварель, чтобы передать эмоции, переживания, исследовать абстрактные формы и проблемы современности. Она становится средством выражения и дополняет другие техники, обогащая художественное видение, смешивают акварель с другими материалами и экспериментируют с техниками. В результате появляются смелые инновационные работы, которые привлекают внимание зрителей и заслуживают признание. И этому, безусловно, способствует появление новых материалов и бумаги для творчества.

История акварели берёт своё начало в Китае.
Расцвет акварельных красок пришёлся на VIII век нашей эры. Большинство известных художников из Поднебесной служили при императоре в качестве секретарей, которые в совершенстве владели техникой каллиграфии в написании иероглифов. Изобретённая бумага была такого качества, что не позволяла писать акварелью многослойно. Техника заключалась в том, что на бумагу наносилось уже насыщенное цветовое пятно, а мелкие детали прорисовывались кончиком кисти или пером. Со временем качество бумаги улучшилось, но традиция рисования осталась прежней. В каждой картине того времени можно было проследить отношение художника к Мирозданию. И в каждом рисунке за объектом закреплялись определённые символы. Так пионы стали обозначать богатство, хризантемы – осень, а сосны – долголетие.

После распространения бумаги в 13 веке по всему миру, акварель становится популярной и в Европе.
Сначала водяные краски не были такими популярными, как живопись маслом или станковый рисунок. Ими профессионально владели единицы. В основном акварелью учили рисовать начинающих художников, но постепенно эта техника становится такой же популярной, как и масло.
Галия Колоскова