С 4 по 23 декабря 2021 года в фойе Культурного центра "Зеленоград" будет проходить выставка-вернисаж зеленоградских художников, посвященная 35-ти летию создания Клуба Художников Зеленограда. Дорогие зрители, художники ждут вас.

Наш зелёный город – явление уникальное. Он является 10-ым административным районом столицы и расположен в 40 километрах от её центра по Ленинградскому шоссе. Возникший в 1958 году в качестве города-спутника, Зеленоград в 60-х годах стал всесоюзным центром микроэлектроники.

Население Зеленограда, изначально имеющее высокий интеллектуальный уровень, чрезвычайно нуждалось в удовлетворении своих духовных потребностей. Несмотря на близость к Москве, до неё всё же нужно было доехать, чтобы в полной мере воспользоваться её культурным богатством. Часто для этого у зеленоградцев просто элементарно не хватало времени.

Всё это способствовало созданию в городе, в первую очередь, профессиональных учреждений культуры, таких как Дворец культуры "Зеленоград" (ныне Культурный центр), Государственный зеленоградский историко-краеведческий музей (ГЗИКМ), театр "Ведогонь", выставочный зал "Флейта", а позднее в городе открылся выставочный зал "Зеленоград" в 14-ом микрорайоне.

Большой значение для воспитания подрастающего поколения были и остаются детская школа искусств им. С. Дягилева, многочисленные ДЮЦы, детская художественная школа №9, музыкальные школы, хоровые коллективы, получившие признание в нашей стране и за рубежом, а также библиотеки, кинотеатры.

Вместе с тем создавались коллективы и объединения по интересам, в которых "физики" с удовольствием превращались в "лириков", архитекторы в музыкантов, инженеры, врачи и учителя занимались живописью и писали стихи.

До сих пор старшее поколение зеленоградцев вспоминают выступления самодеятельного сатирического ансамбля центрального дома архитекторов "Кохинор" и "Рейсшинка", созданного в 1953 году в институте "Моспроект" группой выпускников Московского архитектурного института. Ансамбль просуществовал 45 лет, завоевав признание и любовь публики высоким уровнем музыкального мастерства и непривычной остротой песенных текстов, высмеивающих негативные тенденции в архитектуре и строительстве тех дней.

Одним из основателей и бессменным руководителем этого ансамбля был главный архитектор Зеленограда Игорь Покровский (1926-2002), лауреат Государственной премии СССР, народный архитектор СССР. Помимо огромного количества осуществленных проектов в Москве, в Зеленограде по проектам Игоря Александровича были построены Филаретовский храм и Часовня Сергия Радонежского в 16-ом микрорайоне, где им же был расписан иконостас, ставшей последней работой архитектора.

В 1987 году в нашем городе было создано объединение "Клуб художников Зеленограда", в состав которого вошли художники-любители и профессионалы – члены художественных союзов, получившие образование в МГАХИ им. В.И.Сурикова, в Московском архитектурном институте, МГХПУ им. С.Г.Строганова, Московском полиграфическом институте и в различных художественных училищах страны.

Клуб художников сыграл значительную роль в художественной жизни Зеленограда, особенно в период с 1987 по 1994 годы, когда у него было свое помещение, где мастера по нескольку раз в год устраивали для жителей города свои вернисажи. Местом для коллективных экспозиций также становились торговые залы магазинов и Выставочный зал "Флейта". Выставки были самые разные - как творческие, так и выставки-продажи.

Открытие в 14-ом микрорайоне в 1994 году Выставочного зала "Зеленоград" подарило Клубу художников второе дыхание: профессиональные мастера и любители окунулись в атмосферу творческого единения и непреходящего праздника .

С 2011 года выставочная деятельность художников нашего города полностью переместилась в Культурный Центр, а Клуб стал называться Союз художников Зеленограда.

В 60-ые годы талантливые московские архитекторы задумывали создать на Подмосковной земле "город-сад", "город будущего". Свое красивое название зелёный город полностью оправдал: помимо столетнего леса, оставшегося в черте жилой застройки, здесь было создано множество парков, аллей, газонов и цветников.

Живописцам и графикам, приехавшим сюда на постоянное место жительства, несказанно повезло, в любое время у них была и остаётся возможность выйти на пленэр с этюдником и быстро найти подходящую натуру.

Время идёт, а традиции остаются. Уже много лет учащиеся художественной школы и многочисленных студий пишут живую натуру, сидя на низеньких стульчиках с картонками на коленях или стоя перед этюдником в одном из лесных массивах города.

Юные живописцы подрастают, получают художественное образование в вузах Москвы и присоединяются к гостеприимному Союзу художников Зеленограда.

В какое бы время года не показывали свое творчество художники, пространство вокруг их живописных полотен и графических листов начинает расцветать и будто наполняться ароматом травы, мокрой после дождя, распускающимися почками проснувшихся деревьев, прелыми осенними листьями или солёным дыханием моря.

Нередко бывает, что изображенная композиция вдруг уносит зрителя в далёкое прошлое и к картине хочется приходить еще и еще раз. Для художника – это самые дорогие моменты его творческой жизни, означающие, что хоть на мгновение, он сделал кого-то счастливым.

У каждого талантливого художника есть свой фирменный почерк, узнаваемый стиль, который оттачивается десятилетиями. У многих зеленоградских мастеров за долгие годы их выставочной деятельности появились свои почитатели, которые безошибочно узнают их новые полотна по почерку, манере и даже выбору сюжета.

И все же наибольший интерес всегда вызывает тот художник, который меняется на протяжении всей жизни. Начиная свой творческий путь как монументалист, мастер неожиданно появляется на вернисажах с прозрачными акварелями или пастозной темперой, а реалистические портреты и пейзажи с изображением русского раздолья, сменяются сказочным или иррациональным миром.

Это всегда связано с внутренним психологическим изменением, погружением в определённую, часто эзотерическую литературу, сменой места жительства или увлекательными путешествиями и общением с необычными людьми. Расширение сознания моментально отражается на полотне, что всегда вызывает необычайный интерес у коллег-художников и зрителей.

"Клуб художников" теперь официально называется СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ ЗЕЛЕНОГРАДА. Но, независимо от названий, суть остаётся прежней – творчество.

Совершено естественно, что на место многих энергичных художников, приехавших в город-спутник в 60-вы годы, и ушедшими, увы, в лучший мир, приходят родившиеся в конце ХХ века молодые профессионалы, для которых Зеленоград – малая родина. Встав в один строй с маститыми мастерами, они приносят на коллективные вернисажи мастерски выполненные графические листы в технике офорта, линогравюры, меццо-тинто и наполненные смыслом живописные полотна, которые становятся темой для обсуждения не только зрителей, но в первую очередь первую очередь коллег-художников.

Эти обсуждения очень важны для художников любого возраста, потому что дежурный комплимент от коллег или зритель, равнодушно скользнувший взглядом по картине и прошедший мимо, ставят мастеру неутешительный диагноз: кисти надо поставить в красивую вазу и больше к ним не прикасаться.

Можно получить очень высшее образование, но если картину пишет человек с холодными глазами и равнодушной душой, показывая зрителям лишь своё отточенное ремесло, результат будет весьма печален. Художник рисует сердцем.

Галия Колоскова
Куратор выставки